Сад Хозяина Сетей

Фото. Павильон Луны приходящей с бризом

Сад Хозяина Сетей (Master of Nets Garden 网师园) - самый маленький из знаменитых садов Сучжоу. Как и другие, он внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

ИСТОРИЯ САДА

Первый сад на этом месте был построен еще в 1140 году во времена династии Южная Сун. Его создателем был Ши Чжэнчжи (Shi Zhengzhi), заместитель министра правительства. Тогда это место называлось Зал Десяти Тысяч Книг (Ten Thousand Volume Hall) - хозяин собрал большую коллекцию книг, которую хранил в трех залах внутри усадьбы. Затем на протяжении нескольких династий сад переходил от одного владельца к другому, пока не пришел в полный упадок.

В 1785 году его приобрел Сун Цзунюань (Song Zongyuan), ушедший на покой чиновник династии Цин. Он говорил, что так устал от работы в правительстве, что предпочел бы стать простым рыбаком, чем оставаться высокопоставленным чиновником при дворе. Не удивительно, что название сада поменялось на известное сейчас : Мастер Сетей. Сун Цзунюань значительно перестроил сад, тем не менее сумев сохранить его дух спокойствия и умиротворения.

Фото. Рядом со Студией для наблюдения за соснами и картинами

Рядом со Студией для наблюдения за соснами и картинами

В 1795 году сад перешел к Цюй Юаньцуню (Qu Yuancun), ученому и знатоку классической литературы. Он добавил и перестроил несколько залов, обновил посадки и установил новые каменные горки. Тогда в честь него сад называли Сад Цюй (Qu's Garden). Следующим хозяином сада в 1868 году стал Ли Хуни (Li Hongyi), императорский чиновник и каллиграф. Надписи на половине стел в саду - его каллиграфические работы. В 1940 году сад приобрел Хэ Чан (He Chang). Он вернул ему старое название Сад Хозяина Сетей, а в своем завещании указал, что сад должен перейти государству. В 1958 году его дочь Хэ Цзэхуэй (He Zehui) передала сад правительству Сучжоу.

УСТРОЙСТВО САДА

Сад Хозяина Сетей занимает площадь около 5400 м2. Его можно поделить на три части : восточную или жилую, центральную - главный сад и западную - внутренний сад. Жилая часть сада построена в соответствии с правилами того времени. Особенно примечательны Главные Ворота, которые, благодаря своим украшениям, указывают на высокий ранг владельца. За воротами следуют несколько залов. Чередуясь с открытыми дворами, они образуют жилой квартал. Все залы расположены на оси с юга на север, внутри они элегантно отделаны и обставлены резной мебелью из темного дерева, что создает контраст с белыми стенами, украшенными каллиграфией.

Фото. Проход к Залу пещеры облака

Проход к Залу пещеры облака

В центре главного сада находится Пруд розовых облаков (Rosy Clouds Pond) (440 м2), окруженный многочисленными верандами и коридорами, которые ведут посетителей от одного красивого места к другому. Такой стиль получил название "близко к воде". При этом большие залы визуально отделены от пруда расстоянием или деревьями, создавая иллюзию, будто пруд больше, чем есть на самом деле.

В западной части Сада Хозяина Сетей находится Внутренний Сад - сад внутри сада. Его площадь всего 667 м2. Он служил женской частью усадьбы.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ САДА

Ниже перечислены основные достопримечательности Сада Хозяина Сетей. По возможности они выстроены в последовательный маршрут.

Главные ворота (Main Gate)
На самом деле это зал, состоящий из трех пролетов. Напротив полуоткрытого двора можно увидеть стену дракона, а во дворе японская софора или, как ее называют в Китае, дерево ученого (scholar tree). Тогда считалось, что оно покровительствует тем, кто желает успешно сдать императорский экзамен, что открывало двери для построения карьеры на государственной службе.
Фото. Зал паланкина

Зал паланкина

Зал паланкина (Sedan Chair Hall)
Второй зал жилой зоны соединен с главным входом крытым переходом, создавая впечатление, что это единое здание. Свое название зал получил благодаря паланкину, который использовали для перемещения чиновников высокого ранга. Его и сейчас можно увидеть в этом зале.
Зал десяти тысяч книг (Ten Thousand Volumes Hall)
Перейдем в третий зал. Второе название этого строения - Зал Собранной Доброжелательности (Hall of Accumulated Benevolence). Его использовали для встречи с гостями. На передних воротах в него вы можете увидеть сцены из двух опер Куньцюй (Kunqu opera) : "Го Цзыи дарит подарки на день рождения" и "Вэнь Ван посещает таланты". Во дворе этого зала растет нефритовая магнолия.
Прогуливаясь по залам жилой зоны Сада Хозяина Сетей, обратите внимание на их крыши. Не кажется ли вам, что чего-то не хватает? Вместо красивых скатов с приподнятыми вверх углами вы видите глухие стены с торцов каждого строения, при чем эти стены даже выше конька. Причина такого архитектурного решения - требования пожарной безопасности. Даже сотни лет назад умные люди ставили безопасность превыше красоты. Эти стены - противопожарные разрывы, которые в случае пожара не давали огню перекинуться на соседние постройки.
Фото. Пример стены лошадиной головы (Шанхай)

Пример стены лошадиной головы (Шанхай)

Когда вы шли к Саду Хозяина Сетей, то наверняка обратили внимание на очень плотную застройку вокруг него. Сто лет назад было тоже самое, добавьте к этому тот факт, что дерево было одним из основных строительных материалов. Интересно отметить, что такие противопожарные стены получили название "стена лошадиной головы" благодаря форме оконечностей этих стен, но в Саду Хозяина Сетей форма этих стен отличается и носит более плавный характер.
Башня достижимой красоты (Beauty within Reach Tower)
Это последний зал жилой зоны. Он имеет два этажа. Когда-то он использовался, как женская часть жилой зоны. Название зала говорит о том, что с его верхнего уровня можно увидеть отдаленные холмы и окрестности. У зала есть свой двор, в котором растет кассия трубчатая.
Зал пещеры облака (Cave of Cloud Hall)
Этот зал шириной в три пролета выходит на двор, в котором расположена коллекция пэньцзин (что-то вроде японского бонсай).
Фото. Двор Зала пещеры облака

Двор Зала пещеры облака

Библиотека пяти пиков (Five Peaks Library)
Название этого зала навеяно строчками Ли Бая (Li Bai) : "Есть пять пиков к югу от горы Лу, похожих на цветы лотоса, срезанные самой природой". Этот зал имеет два этажа, он примыкает к Комнате для медитаций. Перед библиотекой возведен небольшой каменный грот, а позади установлен большой гунши - камень для созерцания. Сама библиотека построена на месте бывшего Зала десяти тысяч книг, который во времена династии Сун стоял здесь. На верхний этаж библиотеки можно попасть в том числе и по ступенькам каменной горки.
Комната поднимаясь к облакам (Ascending to Clouds Room)
Эта комната названа по строчкам из стихов Чжан Ду (Zhang Du), "Чжоу Шэн достал луну, после того, как поднялся к облакам по канату во время Фестиваля Середины Осени". Комната выходит во двор, называемый Задний Сад (Back Garden). Сейчас к этой комнате сделана пристройка, в которой расположена коллекция керамики.
Комната для медитаций (Meditation Study)
Как говорилось выше, к Библиотеке пяти пиков примыкает Комната для медитаций. Ее название отсылает к цитате из Чжуанцзы (Zhuangzi) : "Дао - источник пустоты, в состоянии пустоты сердце становится твердым". Это можно интерпретировать, как призыв очиститься от отвлекающих мыслей при проведении буддистских медитаций. Перед комнатой есть двор, где выращивается бамбук.
Фото. Комната для медитаций

Комната для медитаций

Коридор охоты на уток (Duck Shooting Corridor)
Напротив Комнаты для медитаций стоит коридор, напоминающий лодку. Его второе название - Павильон японского абрикоса (Prunus mume Pavilion). Что же касается первого названия, то охота на уток - это игра, распространенная во времена династии Мин.
Веранда ветки вдали от бамбука (Branch beyond Bamboo Porch)
Недалеко от Коридора охоты на уток находится Веранда ветки вдали от бамбука, которая раньше называлась Бельведер прекрасных и ярких вод (Belvedere of Magnificent and Bright Waters). Этот прямоугольный павильон имеет традиционную трехскатную крышу с приподнятыми вверх углами. Эту веранду использовали для чайных церемоний. В украшении крыши веранды можно заметить силуэты летучих мышей.
Студия для наблюдения за соснами и картинами (Watching Pines and Appreciating Paintings Studio)
Этот зал в три пролета использовался, как художественная студия. Среди мотивов украшения студии преобладают птицы. Во дворе перед ней вы можете увидеть несколько сосен и кипарисов времен династии Мин. Небольшая пристройка к студии ведет в Кабинет поздней весны, который является частью Внутреннего сада.
Фото. Проход к Залу пещеры облака

Проход к Залу пещеры облака

Кабинет поздней весны (Late Spring Study)
Название этого зала относится к строчкам Су Дунпо (Su Dongpo) : "Только пионы все еще цветут поздней весной". Из кабинета вы можете попасть во Внутренний сад.
Внутренний сад (Inner Garden)
Этот небольшой садик (667 м2) соединен с основной усадьбой Воротами Убежища Рыбака (Fisherman's Retreat Gate). В то время он служил женской частью сада. Садик был построен в стиле династии Мин и украшен каменными горками. В 1981 году в Метрополитен-музее в Нью-Йорке была построена точная копия Внутреннего сада вместе с Павильоном прохладного источника. Его появление в Нью-Йорке связывают с Робертой Брук Астор. Эта американская филантропка, светская львица и писательница часть своего детства провела в Китае, где, возможно, Сад Хозяина Сетей мог произвести на нее неизгладимое впечатление.
Спустя десятилетия, будучи председателем благотворительного Фонда Винсента Астора, а также попечителем музея искусств Метрополитен, где она возглавляла выездную комиссию департамента Дальневосточного искусства, Брук Астор предложила построить китайский садик в Азиатском крыле художественного музея. Этот сад создавался по всем канонам китайского зодчества : были приглашены 26 китайских мастеров, которые вручную, используя традиционные инструменты и технологии, полностью воссоздали сад. Материалы для строительства также были из Китая : гранит из каменоломен Сучжоу, керамическая плитка и черепица отжигалась в настоящей печи времен императорского правления, а камни для горок были привезены с берегов озера Тайху.
Фото. Павильон прохладного источника

Павильон прохладного источника

Павильон прохладного источника (Cool Spring Pavilion)
Если не считать Кабинет поздней весны, то единственным строением Внутреннего сада является павильон, который свое название получил благодаря строчкам из стихов Чжу Си (Zhu Xi) : "Источник внутри полон чистой воды". Этот квадратный павильон одной стороной примыкает к стене Внутреннего сада. Внутри под крышей находится гунши - камень для созерцания. Этот камень считается одним из ценнейших в саду, он получил название "Ястреб".
Не спешите покинуть этот павильон. Сядьте на лавочку, что с южной стороны, и посмотрите направо. Сначала обратите внимание на большой камень тайху на расстоянии полутора метров перед вами. Крыша Павильона прохладного источника имеет прогиб в средней части, благодаря чему дождевая вода падает прямо на этот камень. Теперь продлите свой взгляд дальше к белой стене сада. Что вы видите? Из-за стены выглядывает Павильон Луны приходящей с бризом, два решетчатых окна и странный карниз, вделанный прямо в стену. Запомните это, прежде чем мы покинeм Внутренний сад.
Павильон Луны приходящей с бризом (Moon Comes with Breeze Pavilion)
Покинув Внутренний сад, поверните по коридору направо к Павильону Луны приходящей с бризом. Его название происходит из поэзии Хань Ю (Han Yu) : "Сумерки приносят осень, а с бризом приходит Луна". Павильон имеет шестиугольную форму и примыкает к стене Внутреннего сада. Его использовали для наблюдения за Луной, о чем неизвестный поэт написал короткие стихи "Четыре Луны" : "Луна в небесах, Луна в отражении водной глади, Луна в моем бокале вина, Луна в моем сердце".
Фото. Павильон Луны приходящей с бризом

Павильон Луны приходящей с бризом

Но самое интересное в этом павильоне в другом. Помните, что мы видели с той стороны стены? А что мы видим сейчас? Все тот же Павильон Луны, решетчатые окна и... нет, не может быть, еще один проход во Внутренний сад из этого павильона. Но мы точно знаем, что с той стороны сада глухая стена, как такое может быть? А вы подойдите поближе, и тогда с удивлением обнаружите : то, что вы приняли за проход - иллюзия, обман. Это всего лишь большое зеркало.
Но и это еще не все. А куда уходит вода, которая стекает во время дождя с крыши павильона по скату, примыкающему к стене? Чтобы ответить, нужно вспомнить, что мы еще видели с той стороны стены в маленьком саду. Странный карниз. Если присмотреться, то в стене над ним вы увидите 8 отверстий, которые отводят дождевую воду со ската Павильона Луны сквозь стену на карниз, а с него вниз на землю уже внутри маленького сада. Теперь представьте : дождь, вы сидите на лавочке в Павильоне прохладного источника, капли дождя падают на камень тайху перед вами, рождая брызги и водяной туман, а чуть дальше по карнизу в стене струйки воды стекают на землю.
Павильон полоская ленту в воде (Washing my Ribbon Pavilion over the Water)
От Павильон Луны приходящей с бризом будем спускаться по коридору на юг. Следующим на нашем пути будет Павильон полоская ленту в воде. Это необычное название появилось из строчки поэта Цюй Юаня (Qu Yuan) : "Если воды реки Цанлан чисты, я мою в них мою ленту, если вода в ней грязна, я мою в ней свои ноги". Эта терраса расположена прямо над водой. Обратите внимание на ее двери, украшенные резьбой со сценами из романа времен Трех Царств.
Фото. Студия для наблюдения за соснами и картинами

Студия для наблюдения за соснами и картинами

Горка облачного барьера (Barrier of Clouds Rockery)
Рядом с павильоном стоит каменная горка, напоминающая стену из облаков.
Мост ведущий к спокойствию (Leading to Quietude Bridge)
Если пройти вдоль берега пруда за горку, вы увидите маленький мостик, самый маленький во всех садах Сучжоу. Его длина 2,4 метра, а ширина менее 1 метра. Он имеет форму арки, но состоит всего из трех ступеней, от сюда его второе название : Мост трех ступеней. Сам мост украшен каменной резьбой в виде пионов.
Маленький холм и аромат османтусов (Small Hill and Osmanthus Fragrans)
За Горкой облачного барьера стоит зал, чье название навеяно строчками из "Оды мертвому дереву" китайского поэта Ю Синя (Yu Xin) : "У подножья горы растут много ароматных османтусов". Во дворе этого зала растет кассия трубчатая, а также установлены несколько гунши, камней для созерцания.
Зал Пионов (Peony Hall)
Вернемся по коридору в западную часть сада и заглянем в Зал Пионов. Он был назван по строчкам стихов Ли Бая (Li Bai) : "Весенний бриз мягко бьет по оградке, за которой пионы стоят в капельках росы". У этого зала есть задний и передний двор. Сейчас он используется, как чайный домик.
Фото. Во дворе Зала Пионов

Во дворе Зала Пионов

Гостевой домик истины и гармонии (Truth and Harmony Guest House)
Далее нас ждет гостевой домик, чье название происходит из пословицы : "Будь гармоничен в своем поведении и придерживайся истины". Обратите внимание на решетчатые окна, которые напоминают сети, что является аллюзией к названию всего сада.
Музыкальная комната (Music Room)
К гостевому домику примыкает Музыкальная комната, которая использовалась, как сцена для представлений. В небольшом дворике перед этой комнатой растут древние гранатовые деревья.

На этом экскурсия по Саду хозяина сетей окончена.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Время работы :
07:30 - 17:30 (с 21 апреля по 20 октября)
07:30 - 17:00 (с 21 октября по 20 апреля)
19:30 - 22:00 (апрель - октябрь) : ночное шоу
Билеты :
40 юаней (апрель, май, июль, август, сентябрь, октябрь)
30 юаней (январь, февраль, март, июнь, ноябрь, декабрь)
100 юаней - ночное шоу
бесплатно - лица старше 70 лет, дети ниже 1,4 метра или младше 6 лет
пол-цены - лица возрастом 60 - 69 лет, дети выше 1,4 метра или 7-18 лет
Адрес :
No.11, Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road (带城桥路阔家头巷11号)
Сайт :
www.szwsy.com
E-mail :
office@szwsy.com
Телефон :
0512-65293190

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Сад хозяина сетей - 31°17,999'N, 120°37,785'E
  2. Станция Nanyuan Rd (N) 5-ой линии метро - 31°17,742'N, 120°37,855'E
  3. Станция Lindun Rd 1-ой линии метро - 31°18,634'N, 120°37,600'E